Закрыть
Ярославль

Похороны татар

Татары – второй по численности этнос РФ. Татары проживают по всей территории нашей страны, однако в наибольшей степени они сконцентрированы в Республике Татарстан и Республике Башкортостан. В большинстве своём татары исповедует ислам суннитского толка ханафитского мазхаба, однако с давних времен существуют также общины православных татар. Формирование татарского этноса происходило с шестого по пятнадцатый век, и решающим периодом формирования этноса стал период, когда татарские субэтносы оказались в орбите влияния Золотой Орды. В период с тринадцатого по пятнадцатый век происходило становление татарского литературного языка и наиболее характерных традиций татарской народной культуры. Процессы этногенезы завершились окончательно в процессе распада монгольского государства и образования независимых татарских государств. Отметим, что, несмотря на весьма распространенное заблуждение, так называемые крымские татары с татарами татарстана на самом деле никак не связано: это название исторически закрепилось в русском языке с давних пор, когда «татарами» называли вообще каждый тюркский этнос (на протяжении нескольких веков татарами звали всех тюрков, что жили в границах Российской империи).

Специфика татарской погребальной обрядности

Становление татарской народной культуры шло в контакте со многими другими культурами, например культурой гуннов, волжских булгар, кипчаков, ногайцев и т.д. Предки этих народов передвигались по обширным территориям и смешивались как с тюркскими, так и нетюркскими племенами. Это привело к тому, что татарская культура весьма эклектична и имеет много общего с культурами тех этносов, что исторически проживали неподалеку. Ислам начал распространяться среди татарских субэтносов еще в десятом веке, однако так никогда и не вытеснил окончательно традиционные обычаи и верования, благодаря чему многие доисламские языческие обряды и ритуалы бытуют среди татар и по сей день вперемешку с собственно исламскими. Как ни странно, одной из сфер общественной жизни, сохранивших наибольшую связь с доисламским периодом, стала погребальная сфера.

В основе своей современный татарский погребальный обряд, конечно, подчиняется исламским канонам. Первый этап подготовки к погребению – это омовение тела покойного специально обученными людьми согласно определенным процедурам. Далее, тело одевается в погербальное одеяние – кафан, и над читается погребальная молитва – намаз аль джаназа. Далее, вырывают могилу и в ней выкапывают боковую нишу. В эту нишу и укладывается тело покойного, после чего ниша закладывается досками или кирпичами, а могилу заполняют землей под звучание молитв. Как и многие другие мусульмане, татары не хоронят мертвых в гробах, а только в саванах – хотя, безусловно, из этого правила порой приходится делать исключения в виду природных и иных обстоятельств (например, если санитарные нормы требуют похорон в закрытом гробу).

Народные обычаи при погребении проявляются в том, что татары хоронят умершего не лежащим на спине или правом боку и головой, обращенной в сторону Мекки, а в сидячем положении. Согласно татарским обычаям, в сидячем положении у покойного лучше получится должным образом обратиться к ангелу смерти Азраилу.

Некоторые доисламские реликты в татарской мифологии

Больше всего языческих пережитков, однако, можно наблюдать не непосредственно при погребении, а в многочисленных суевериях, которые связаны с похоронами. Например, татары полагают, что в течение сорока дней после кончины душа человека способна вернуться домой в виде птицы или бабочки, а чтобы она не сбилась с пути, в некоторых деревнях на ночь оставляют свет включенным или оставляют ворота открытыми.

Примечательно, что это поверье также подразумевает, что возвращение души может быть и злокачественным, и в этом случае в дом может попасть злой дух – җен. Җен, как следует полагать, является творчески переосмыленным арабским джинном, который якобы прислуживает дьяволу (Иблису) и стремится столкнуть правоверных с праведного пути. Җену приписывается способность сбивать людей с лесной тропы, красть младенцев, подменять детей и т.д. Җен способен притвориться духом недавно умершего и таким образом проникнуть в дом – если ему это удастся, то семья покойного вскоре отправится вслед за ним.

Чтобы противодействовать злому духу, согласно татарским традициям, необходимо запутывать следы по дороге на кладбище и обратно: например, когда покойного тащат на носилках на кладбище, нужно обходить поселение по часовой стрелке. Если же худшее произошло и злой дух уже в доме, то нужно позвать муллу, чтобы тут в течение недели читал молитвы и таким образом напугал духа и заставил его уйти.

Последние часы

Также не стоит забывать, что подготовка к похоронам начинается еще до смерти человека. Одна из первоочередных забот на этом этапе – найти ткань для погребального одеяния. Цвет и качество ткани строго регламентированы: для самого савана берут белую хлопчатобумажную ткань, для верхнего покрывала и предметов омовения допустимо использовать зеленую или синюю. Интересно, что в районах, где обычаи особенно сильны, шитье савана выполняется только левой рукой, причем ткань при необходимости не режут инструментами, а исключительно рвут руками.

Когда татарин находится при смерти, в дом зовут священнослужителя, который читает в его присутствии суры «Ясин» или «Ар-Рад». Обычаи запрещают оставлять умирающего в одиночестве. Согласно еще одному обычаю, умирающему нужно время от времени смачивать губы водой: мусульмане верят, что на пороге смерти дьявол вызывает у человека сильную жажду и предлагает её утоление взамен на отречение от Бога.

Предпохоронные ритуалы

Сразу по наступлению смерти человека укладывают на специальную скамью, а на грудь кладут металлический предмет – ножницы или гвоздь, чтобы напугать ими злых духов, которые боятся железа. Тело укрывают полотном, а лицо – полотенцем. Как только могила выкопана, совершается омовение покойного – как правило, в процессе участвуют трое: обмывальщик и двое помощников. Любопытно, что при омовении нельзя ставить на пол емкости с водой (под них нужно что-то стелить). Как только омовение завершено, покойного наряжают в погребальное одеяние. В подготовке тела к отправке в последний путь согласно традициям участвует не только семья и друзья, но и все соседи покойного. За их помощь им полагается саадака – милостыня в виде полотенец, мыла и т.д.

Татарские похороны

Как и у прочих мусульман, у татар принято хоронить умершего в течение суток после смерти. Могилу предпочитают рыть рядом с родственными могилами (конечно, в городской среде такое не всегда возможно). Могильная ниша и надгробие должны «смотреть» в сторону Мекки. Женщинам не разрешают находиться непосредственно при погребении: когда мужчины уносят тело на кладбище, женщины занимаются уборкой помещений, стиркой постельного белья и т.д. Исламские молитвы читаются при вносе покойного на кладбище, а также непосредственно перед опусканием тела в могилу.

Поминальная обрядность

Поминки совершают в день погребения, а также на 3-й, 7-й, 40-й и 51-й дни со смерти. На татарских поминках не принято слишком громко рыдать или так или иначе слишком ярко демонстрировать скорбь, так как считается, что от этого покойный будет мучиться. Поминки традиционно начинаются с чтения молитв и раздачи милостыни, после чего скорбящие садятся за поминальный стол.

Возможно, вам будет интересно:

Круглосуточная справочная+7 (485) 267-28-82